Январь 24, 2008

Колебания на руле. Возможная причина

Рубрика: Навыки вождения — Artureg @ 7:15 пп

Причина таже что и колебания рулевого колеса самолета.

Когда мотоцикл переходит рубеж 60 км/ч он начинает подчиняется законам аэродинамики. А значит сравним с самолетом. Статья про колебания рулевого колеса самолета. Но причина колебаний на мотоцикле таже.

КОЛЕБАНИЯ НОСОВОЙ СТОЙКИ

Носовая стойка шасси имеет свободноориентирующиеся колеса, способные поворачиваться относительно вертикальной оси стойки в пределах 45градусов в каждую сторону от нейтрального положения. Без свободной ориентировки колес на них возникали бы боковые силы, вызывающие момент неустойчивости самолета при пробеге и разбеге. Неориентирующиеся колеса препятствовали бы разворотам самолета на земле.
Однако свободноориентирующееся колесо передней стойки шасси при пробеге и разбеге самолета может совершать колебания, получившие название "ШИММИ". Эти колебания обусловлены возможностью поворота плоскости вращения колеса вокруг оси стойки и упругосью пневматика и стойки. Возбуждаются колебания трением колеса о землю.

Обычно они возникают при значительных скоростях движения самолета по замле.
На рис. Изображена схема колебаний передней стойки (левая часть рисунка) и положение колеса на различных учасках пути (правая часть рисунка). Угол поворота плоскости колеса и траектории движения обозначен А, угол между плоскостью вращения и вертикальной плоскостю В. Считаем, что проскальзывания по земле нет. Пусть при прямолинейном движении самолета под действием какой-то внешней силы колесо колесо повернулось на угол А-максимальный (1), угол В при этом равеннулю. В таком случае колесо стремится двигаться в новой плоскости вращения, т.е. под углом А-макс. В то время, как самолет по инерции продолжает прямолинейное движение. Такое положение колеса вызовет боковую силу трения Fбок и перемещение точки приложения нормальной реакции R, которые создают изгибающий момент стойки М.  По мере отклонения от первоначального направления растет противодействующий момент упругости стойки, стремящийся возвратить стойку в вертикальное положение, увеличивается угол наклона колеса В, а угол А уменьшается. При максимальном прогибе стойки (3) разворот колеса относительно вертикальной оси равен нулю, наклон колеса В достигает максимального значения. Дале под действием сил упругости стойки колесо возвращается в исходное положение, т.е. на линию движения х-х. Угол В начинает уменьшаться, но зато растет угол А обратного знака. В положении (5) в момент пересечения колесом оси х-х угол В будет равен нулю, а угол А будет иметь наибольшее отрицательное значение. Далее процесс повторяется, но стойка отклоняется в противоположную сторону.
Колебания типа "шимми" поддерживаются благодаря кинетической энергии движущегося самолета. Если не принимать мер для гашения (демпфирования) колебаний, амплитуда их может увеличиться, что может привести к срыву пневматика, разрушению передней стойки шасси и даже носовой части фюзеляжа. Для предотвращения "шимми" передние стойки шасси оснащают гасителями колебаний, которые могут быть жидкостными или фрикционными, причем первые получили наибольшее распространение.  ………

Взято из книги:
Никитин Г.А., Баканов Е.А. Основы Авиации: Учебник для вузов гржднской виации.-2-е изд., перераб и доп.- М.: Транспорт, 1984.-261с. Страница 136, и далее.

Метки: навыки вождения

Похожие записи:


Нет комментариев »

Нет комментариев.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Оставить комментарий