Август 20, 2007

Вобблинг

Рубрика: Навыки вождения — admin @ 6:02 пп

Насколько я понимаю физику процесса, переднее колесо имеет некоторую степень свободы относительно продольной оси мотоцикла.
При попадании в ямку за счет подвижности передней вилки колесо начинает "обкатывать" препятствие, в то время как заднее колесо движется прямолинейно. Прямолинейная составляющая стремится вернуть переднее колесо на место, а оно за счет эффекта гироскопа некоторое время сопротивляется.

Важно, чтобы в момент, когда колесо начало обкатывать препятствие, на его пути не оказалось еще одно. Т.е. - чтобы для обкатки хватило свободного хода как вилки, так и колеса.
В противном случае, начинается шими - рысканье.    

Если в этот момент начала шими крепко держаться руль (т.е. как минимум изменить параметры системы, способной стабилизироваться самостоятельно; увеличив инертность), то силы стабилизации всей передней вилки, которую создает гироскопический эффект вращения переднего колеса, становится недостаточно для нейтрализации увеличивающейся амплитуды перемещения колеса. Так начинается воблинг.
Далее, если продолжать крепко сжимать руль напряженными руками, не добавив газа и не наклонив мотоцикл чуть-чуть, колебания передней вилки проходят по рукам и всему телу до копчика и передаются задней части мотоцикла + вилка уже ходит ходуном, передавая вибрацию на рулевую колодку и переднюю часть рамы.
Когда вилка и задняя часть рамы вибрируют начинается вэйвинг.
Вибрировать они могут с разной частотой и в некоторой точке, когда резонанс максимален, происходит тэнкслэппинг - как будто что-то ударяет по мотоциклу сбоку в хвост и...

Как я уже писал вот тут, демпфер может помочь дово время воблинга. Демпфер может уменьшить амплитуду и интенсивность рысканья до определенного момента, но не устраняет его. Он практически бесполезен при вейвинге.
Это совершенно тупое устройство, пусть даже и с электронной регулировкой жесткости в зависимости от скорости. Никогда и ни при каких обстоятельствах демпфер, даже два, не компенсирует отстутствие навыков вождения и банальных книжных знаний.

На дрозде, в конце первого сезона словил расколбас, дошло до вейвинга. Спасло открытие газа, наклон мотоцикла и его немалый вес. И свободная дорога, т.к. маневр занял почти полосу (остановился, померил, покурил, подумал...) Купил демпфер.
Надо уметь правильно сидеть на мотоцикле. На старом эндуро (пока был) за городом я ездил вообще как умолишенный и умудрялся несколько раз вылетать с мотоцикла на 50-70 кмч, наглядно демонстрируя себе необходимость жесткой защиты ног на кручение, утолщения на бедре и защиты рук. Отталкивая мотоцикл от себя и себя от мотоцикла - хорошее упаржение; смаел.

Мотоциклу, как и воздушному змею нужна точка приложения силы. Поэтому, начинающему пилоту нельзя отпускать руль даже ради понтов.
И висеть на руле тоже нельзя. И распираться между рулем и сидением тоже нельзя. И разрешать висеть на себе пассажиру тоже нельзя. И вообще - надо тренировать пассажира т.к. ездить вторым номером гораздо страшнее, чем рулить. Замечено, что неопытные пассажиры при повороте нагибаются в сторону, противоположную заданной пилотом - они помогают "удержать" и "не уронить" мотоцикл. Жесть! Всегда проводите ликбез с пассажирами)
Надо спокойно сидеть, напрягая только ягодицы, мышцы ног и дельты, держа ноги на подножки, обнимая бак ногами (купите нормальные наколенники одевайте их под штаны или комбез и ничего не будет царапаться + накладки на бок бака для повышения трения) и держа руки на руле.

Вес тела должен быть распределен между подножками, баком и сидением с таким расчетом, чтобы в любой момент можно было сохраняя развесовку встать на подножки (или даже присесть и резко встать - на втором захаре на где-то 110 кмч я спокойно перепрыгивал трамвайные рельсы обе за раз) Положение тела должно быть таким, чтобы в любой момент можно было загрузитьразгузить либо переднюю вилку, либо заднее колесо. Не удобно - покупайте тюненые регулируемые подножки или меняйте мотоцикл. Здоровье понтовее понтов.
Мотоцикл может сам стабилизироваться. Важно уметь не мешать мотоциклу

Метки: навыки вождения

Похожие записи:


Нет комментариев »

Нет комментариев.

RSS-лента комментариев к этой записи. TrackBack URI

Оставить комментарий