Январь 24, 2008

Торможение

Рубрика: Навыки вождения — Artureg @ 6:31 пп

Основной навык, владение которым, однако, зачастую недооценивается многими мотоциклистами.

Это основной навык, владение которым, однако, зачастую недооценивается многими мотоциклистами. Оттачивать мастерство торможения можно практически в любой поездке. Выбери дорогу с не очень интенсивным движением (особенно на участке позади тебя) и с относительно чистой поверхностью, и начинай совершенствовать свои навыки с плавного томожения. Увеличивай степень замедления последовательно. Добейся блокировки заднего колеса на ровном участке дороги. Учти, что заблокированное колесо при торможении на уклоне склонно к заносу в сторону уклона. Научись полностью контролировать мотоцикл при движении с заблокированным задним колесом, однако при выборе скорости знай меру - занос на большой скорости, во-первых, чреват тем, что на колесе (и, вполне вероятно, на твоем шлеме ;-)) появятся следы преждевременного износа, а во-вторых, при резком отпускании педали тормоза происходит активное подбрасывание заднего колеса с последующим переворотом через переднее (хайсайд - highside). Управление в заносе подобно тому, что ты делаешь на автомобиле - руль в сторону заноса.
В критические моменты при резком и паническом торможении на мотоцикле новички чаще всего блокируют заднее колесо, поэтому умение двигаться с заблокированным колесом и в управляемом заносе - первоочередной навык, который рекомендуется освоить. Учитывая, что блокировка заднего колеса отрицательно влияет на устойчивость, многие инструкторы рекомендуют вообще забыть о заднем тормозе, так как это, по их мнению - прямой путь к аварии. Более того, если угол заноса превысит определенную величину, отпустив педаль тормоза, ты рискуешь полностью потерять управление (все тот же пресловутый хайсайд). Однако многое зависит от конструкции мотоцикла. Так, необходимо знать, что менее склонны к глубокому заносу длиннобазные мотоциклы с такой развесовкой, при которой большая часть веса аппарата приходится на заднее колесо. Как правило, угол заноса при прочих равных условиях у них меньше, а частота и амплитуда колебаний рамы в заносе менее глубокие - тут-то задний тормоз как раз и может сыграть свою положительную роль, если, например, впереди идущая машина внезапно вывернула перед тобой на твою полосу. Не пренебрегай этим советом и потренируй скольжение в заносе с блокировкой заднего колеса. Конечно, если ты способен достаточно интенсивно оттормаживаться только за счет переднего тормоза вплоть до отрыва заднего колеса, то это вопрос спорный, но не все мотоциклы оснащены такими мощными передними тормозами.
После ряда тренировок ты научишься чувствовать грань блокировки заднего колеса, и при этом поймешь, что сила, прикладываемая тобой на педаль тормоза, будет варьироваться в зависимости от качества и состояния дорожного покрытия. Не забывай, что в любом случае трение качения лучше трения скольжения, именно поэтому и придумали АБС. Наибольшее замедление достигается именно на этой грани, когда колесо еще вращается, но уже вот-вот сорвется в юз. При этом частенько на сухом покрытии резина издает специфический скрипящий звук, без которого не обходятся ни одни киношные гонки.
Следующий этап самостоятельного обучения - наметить точку впереди по курсу и пытаться оттормозиться до нее без блокировки колеса. В данном случае действует общее жизненное правило: мастерского торможения можно добиться лишь многократным повторением данного элемента обучения.
С передним тормозом, к сожалению, все намного сложнее и если не придерживаться определенных правил, самообучение может закончиться тем, что ты в лучшем случае испытаешь коэффициент сцепления твоих новых штанов с асфальтом. Скорость замедления в ряде случаев может быть настолько велика, что ты рискуешь быть выброшенным из седла, поэтому не переусердствуй. На малой скорости последствия блокировки переднего колеса вполне предсказуемы. Как и в случае с задним колесом, постепенно увеличивай скорость и тормози на пограничном состоянии, когда колесо уже стремится заблокироваться. Впоследствии применяй комбинированное торможение - помогай задним тормозом, но опять же без срыва в занос.
Как только полностью освоишься с практикой торможения, выбери свободный участок трассы, наметь впереди по курсу движения ориентир, перед которым надо остановиться, и затем, разогнавшись, максимально откладывай момент начала торможения (перед этим убедись, что позади тебя отсутствует попутный транспорт!). Часто в качестве ориентиров я использую дорожные знаки или разметку. Если остановился за ориентиром - значит, тебе следует тренировать либо глазомер, либо вновь практиковать навыки торможения. Если остановился, не доехав до него - навыки тебя не подвели и виноват глазомер. Главная задача - выработать своего рода чутье, иногда граничащее с ясновидением, когда ты уже не можешь словами объяснить, но ощущаешь, ЧТО и в какой последовательности надо сделать, чтобы вовремя остановиться. Естественно, не последнюю роль тут играют хороший глазомер и осознание тормозных возможностей конкретного мотоцикла. И тогда при возникновении реальной опасности ты будешь четко знать, успеешь ли ты оттормозиться по прямой или лучше выбрать другой вариант ухода от столкновения.
Выполнение этого упражнения полезно еще и потому, что оно позволяет тебе оценить свой тормозной путь. Не забывай о том, что на сухом покрытии с хорошим коэффициентом сцепления его длина при удвоении скорости увеличивается в 4 раза. То есть мотоциклу, который останавливается за 7.6 м со скорости 50 км/ч, потребуется более 30 метров при движении со скоростью 100 км/ч. И это без учета времени реакции. Это ли не повод для того, чтобы как минимум сбрасывать газ, приближаясь к потенциально опасным участкам?
И наконец, даже если на твоем аппарате есть АБС, описываемые выше тренировки не повредят; более того - однажды ты поймешь, что опытный мотоциклист на ровном, чистом и сухом покрытии может превзойти эту систему и показать лучший результат в торможении! Я часто езжу на разных видах мотоциклов, и пересев на модель с АБС, обязательно практикую экстренное торможение, чтобы знать порог срабатывания датчиков на данной модели и понять, чего ожидать от компьютера, если вдруг возникнет необходимость резкого торможения на скользкой поверхности.

http://www.moto.kiev.ua 

Метки: мототехника, навыки вождения

Похожие записи:


Нет комментариев »

Нет комментариев.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Оставить комментарий